Ножевая энциклопедия
О ПРОЕКТЕ | ПРОИЗВОДИТЕЛИ | СТАТЬИ О НОЖАХ | ВЫСТАВКА «КЛИНОК» | НОВОСТИ
-> ->

Сунданг Моро - эволюция кинжала

Сунданг Моро Сунданг Моро Сунданг Моро Сунданг Моро Сунданг Моро

К середине ХIX века возросшие потребности Моро в клинковом оружии пришлось удовлетворять обширной группе ремесленников с ярко выраженной специализацией труда. Боевые крисы сунданги производились вплоть до 1930 года. Сегодня они наиболее ценны и любопытны с исторической и художественной точки зрения, в отличие от сувенирных изделий, массовое производство которых было налажено на Минданао в 50-70-х годах ХХ века.

В сундангах Моро прослеживаются общие черты с крисами из других регионов. Это длинный прямой, волнистый или комбинированный клинок, расширяющийся к рукояти. Перед ним крепилась крестовина, подогнанная и смонтированная на клинке таким образом, что производила впечатление его неотъемлемой части. Такой плотный монтаж символизировал единство мужского и женского начала, причем в традиции Моро он еще и дополнительно скрепляется одной или двумя скобами. Они делались из серебра, свасы (низкопробного золота красноватого оттенка) или цветного металла и подчеркивали неразделимость этой связи. Скобы не являлись дополнительными силовыми элементами, как это может показаться на первый взгляд. Утративший их сунданг, хотя и лишался какой-то части сакральной мощи, но ничуть не терял в боевой эффективности.

Способ монтажа крисов Моро не оставляет сомнений – это не только предмет религиозного культа и символ высокого социального статуса, но и прочное, надежное, смертоносное оружие. Именно это является другой его отличительной чертой. Крисы остальных народностей Малайского архипелага сделаны, больше в расчете на колющую технику использования и внешнюю красоту, а их рукояти подчас начинают вращаться на хвостовике, даже при небольшом усилии. Сунданги не совсем приспособлены к проведению колющего удара, но ими удобно наносить мощные рубящие и режущие удары, которые они выдерживают без особого для себя ущерба. Этой цели подчинена и коническая форма рукояти, напоминающая евро. пейскую, с развитым навершием, представляющим стилизованное изображение головы попугая какаду или лошадиное копыто.

Сама рукоять дополнительно снаб. жалась плотной эргономичной обмоткой, иногда дополнительно усиливалась витой серебряной проволокой или кольцами, для надежного и удобного ее удержания при специфической работе круговыми «восьмерками». Рукоять рассчитывалась на удержание одной рукой, но некоторые мастера клинка могли сражаться сразу двумя сундангами. Рука на рукояти размещалась своеобразно: большой и указательный палец помещались на крестовину, со стороны выточки на клинке, напоминающей хобот слона (Kembang Kacang), в то время как другие пальцы плотно обхватывали рукоять. Наклон рукояти к Kembang Kacang обеспечивал мощный рубящий удар, на прямом движении «восьмерки» и эффективный режущий, при ударе наотмашь. Техника работы волнистым крисом, хотя и предоставляла дополнительные преимущества в бою его владельцу, но одновременно требовала особых навыков. Моряки, уцелевшие после абордажного боя с пиратами Моро, сообщали о чудовищных, плохо заживающих ранах, нанесенных волнистыми клинками, и клялись, что по качеству и остроте он ничуть не уступает лучшему холодному оружию из Толедо и Дамаска.

Третьим, и главным отличием являются массово.габаритные характери. стики этого оружия. До распространения криса среди всех слоев населения, принявших этот вид кинжала в качестве детали национального костюма, его боевое использование ограничивалось абордажным боем и личным оружием самообороны. Однако в традиции Моро клинок сунданг изрядно подрос и стал полно. ценным боевым оружием. Его средняя длина составила 500.750 мм, а отдельные экземпляры превысили метр. Поэтому за крисами Моро и укрепилось название мечей.

На Малайском архипелаге классифи. кация клинка отталкивается от антропометрических особенностей владельца: клинки меньше длины локтя считают ножами и кинжалами, больше – мечами.

Такой клинок имел и определенные конструктивные особенности. В то время как кузнецы других народностей, в поисках новых, несущих смысловую нагрузку узоров на клинках криса, экспериментировали с разнообразными способами и видами кузнечной сварки, мастера Моро использовали дамасскую сталь только для упрочнения клинка. Он изготавливался пакетированием, по типу мечей скандинавских викингов, где центральный слой из качественной стали не только подвергался зонной закалке для улучшения свойств лезвия, но и дополнительно усиливался вязкими и прочными обкладками. Хвостовик клинка делался толстым и граненым: прочная посадка рукояти на растительных смолах практически исключала ее проворачивание и разбалтывание.

Изготовление крисов Моро в последней четверти ХIX века окончательно приобрело ярко выраженную специализацию. Иногда обкладки клинка делались с использованием методов многослойной кузнечной сварки, поэтому на сундангах встречается четкий, выделяемый травлением, узор. Далее клинку придавалась форма – прямая, волнистая или комбинированная (часть у рукояти волнистая, у острия – прямая). Волнистая форма с нечетным количеством изгибов отражала влияние индуизма и анимисти. ческого культа змеи – Нага. Несмотря на мусульманский запрет на изображение людей и животных, эти формы были крайне популярны, благодаря активным контактам жителей этих островных государств. Прямой клинок ассоциировался с застывшей змеей, а волнистый – с движущейся. В количестве изгибов клинка наибольшей популярностью пользовались числа: 3 – символизирующее удачу, 9 – лидерство и прямодушие и 13 – силу и мощь, присущие воину.

Откованный клинок передавался точильщику, который шабером уби. рал следы от ковки и выбирал пар. ные долы. Затем клинок попадал к термисту, закалявшему только лез. вийную часть меча, оставляя тело клинка вязким и прочным. После этого за клинок брались слесари, выполнявшие подгонку крестовины к клинку и прорезавшие на них ха. рактерные детали. В первую очередь Kembang Kacang: стилизован. ное изображение головы слона, которое часто ассоциируют с индуист. ским божеством мудрости Ганешей, и особой формы зубцы на лезвий. ной части у основания клинка, пере.ходящие на крестовину. После монтажа рукояти с навершием, характерной формы клинок скреплялся с крестовиной одной или двумя скобами. После окончательной полировки и заточки меч подвергали травлению с тем, чтобы поднять узор обкладок или затемнить его: клинок не должен легкомысленно бликовать, выдавая присутствие воина. Кроме того, в условиях влаж.ного тропического климата это было далеко не лишним для предотвращения образования ржавчины.

Естественно, что тонкая пленка окислов не могла долго сопротивляться неблагоприятным для стали климатическим условиям. Поэтому владелец еженедельно, в определенный день, слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год, в месяц Суро (у му. сульман – Мухарам, весенний месяц, определяющий начало года) крис подвергался капитальной чистке, что имело статус своего рода обновления. Ритуал ежегодной чистки был сложен, торжественен и обставлен многочисленными церемониями. После очистки и легкого травления его умащивали ароматическими маслами для дополнительной защиты от влажности.

Ножны криса имели характерную Т-образную форму. Приборы для крепления на портупею или снаря. жение не предусматривались: их просто заправляли за пояс. При этом верхняя часть, символизирующая популярную в малазийской мифологии «лунную лодку», препятствовала выпадению ножен с крисом. Ножны делали из двух половинок, которые скреплялись между собой лентами из ратанга. Для них использовались местные сорта твердой древесины (махагони, тик и другие). Для социальной верхушки на ножны шли более редкие и дорогие материалы – свилеватая древесина с редким и красивым рисунком, слоновая кость, серебро и сваса. Эти же материалы могли использоваться для украшения рукояти самого сунданга, что нисколько не сказывалось на его эргономичности и боевых свойствах: сколь высок не был статус владельца, прежде всего это было оружие неустрашимого исламского воина – набожного, гордого, тщеславного и бесстрашного. Першинг писал в 1913 году: «Представителя Моро никогда нельзя было удивить или испугать силовым превосходством. Если он принимал решение драться, то меньше всего на это влияла численность противника. Запугать его было невозможно».

Именно по этой причине в начале ХХ века, в годы войны между США и Филиппинами, американцы предпочитали не штурмовать укрепления Моро, а расстреливали их из пушек с безопасной дистанции. Это была простая и действенная тактика, так как регулярной артиллерии часто противостояло всего несколько старых дульнозарядных бронзовых орудий, отбитых у испанцев. Многочисленные устные предания повествуют, как воины Моро наводили ужас на американцев, нанося им в рукопашной схватке чудовищные раны сундангами, и даже разрубали их пополам вместе с винтовкой. Насколько это соответствовало дейст. вительности, сегодня выяснить слож. но: крисами против пушек и пулеметов много не навоюешь, поэтому основные боевые действия закончились разгромом основных воинских формирований и укрепленных районов Моро к 1916 году.

Отдельные племена и группировки продолжали сопротивление и партизанскую войну вплоть до середины 30-х годов, окончательно заменив трудоемкие в изготовлении сунданги недорогими сельхозинструментами и огнестрельным оружием. Но и сегодня крисы Моро продолжают символизировать непреклонную решимость и волю к победе настоящего воина.



Комментарии пользователей

Комментарий
Введите код подтверждения


О ПРОЕКТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СТАТЬИ О НОЖАХ НОВОСТИ КАРТА САЙТА
KnifeLib.ru © 2010 | Энциклопедия ножевого дела

Rambler's Top100 Rambler's Top100