Ножевая энциклопедия
О ПРОЕКТЕ | ПРОИЗВОДИТЕЛИ | СТАТЬИ О НОЖАХ | ВЫСТАВКА «КЛИНОК» | НОВОСТИ
-> ->

Мастера Дагестана

Мастера Дагестана Мастера Дагестана Мастера Дагестана

Одним из наиболее необычных и загадочных для европейцев видов холодного оружия является особый на. циональный кинжал, распространен. ный среди народов, населяющих Ма. лайский архипелаг – Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филиппины, Малайзию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. Этот кинжал известен под названием крис.

Он имеет асимметричную форму – одна часть обоюдоострого клинка несколько шире другой. Его формы поражают разнообразием: прямые, волнистые, комбинированные и листовидные. Размеры: от миниатюрных, длиной в ладонь и весом чуть более 100 граммов, до тяжелых, в килограмм весом боевых клинков, больше похожих на меч. Поверхность клинка часто имеет оригинальный узор, известный под названием «памор», и начинающийся у рукояти двойной глубокий дол. Ось рукояти наклонена под небольшим углом к оси клинка и имеет пистолетную форму или развитое навершие. Яванская и малайская традиции представляют крис оружием древних легендарных фигур: героев, царей, богов. Поэтому нет ничего удивительного в волшебных свойствах, которые присваивали этим клинкам. Их наделяли способностью вылетать самостоятельно из ножен и поражать противника или греметь, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, проткнув след врага или просто нацелив на него острие. Если за крис брался маг, то из него начинала течь вода и вылетал рой ядовитых насекомых. В бою он мог передать свою силу и мощь владельцу, но мог также и активно вредить ему, насылая горе и смерть. Будучи размещен на центральной балке дома, крис отгонял не только злых духов, но и вполне материальных грабителей и воров.

Считалось, что столь исключительную мощь в крис может вдохнуть только подлинный мастер. Поэтому кузнецу. оружейнику предписывалось мо. литься, медитировать и лишь затем, в определенный день, выбранный со. гласно астрологическому прогнозу и гороскопу будущего владельца, начинать отковывать клинок. Лучшие из них делались годами.

Говоря об этих кинжалах серьезно, нельзя обойти вниманием историю и культуру народа, который их создавал и использовал. Столь оригинальное и самобытное оружие не может быть понято, будучи вырванным из этнического и социального контекста. Очевидно, что даже беглый обзор разнообразных видов крисов народностей Юго-Восточной Азии в рамках небольшой статьи невозможен. Поэтому рассмотрим только один их вид – крисы народности Моро.

Народность Моро насчитывает около 13 племен, большинство из которых исповедует ислам. Тремя основными племенами, составляющими его костяк, являются Магуинданао (Народ затопляемых равнин), Маранао (Народ Озер) и Тосуг (Народ морских течений). Архипелаг Сулу, остров Палаван, а также центральную и южную часть второго по величине острова Филиппин – Минданао, народность Моро считает свои. ми примерно с XIII века. Именно в это время усилиями арабских торговцев, путешественников, суфиев и проповедников ислама эта религия укоренилась в южной части современных Филиппин.

Моро наводили ужас на всю восточ. ную часть индонезийского архипелага под именем малайских пиратов вплоть до начала ХХ века, снискав у испанцев звание «тихоокеанских во. инов-амфибий».

Уже к XV веку на этих территориях образовалось несколько независи. мых рабовладельческих государств – султанатов и эмиратов. Им пришлось принять на себя первый удар европейского колониализма в 1521 году. Призывом к его началу послужила смерть известного португальского исследователя Фернандо Магеллана от рук мусульман острова Мактан. Он вел активную миссионерскую работу по обращению местного населения в католичество. Вскоре открытые им земли отошли испанцам. Для них крайне неприятным сюрпризом оказалась встреча на другом конце планеты с народом, воинственностью и религией удивительно напоминавшего их заклятых врагов мавров. Так, местные племена и получили созвучное маврам имя – Моро. Конкурентов на роль господствующей расы испанцы терпеть не собирались, поэтому разделили население архипелага на две группы: Индейцы (малайцы.язычники) и Моро (малай. цы.мусульмане). Первая часть под. лежала крещению, вторая вытесне. нию или уничтожению. Ожесточенная вооруженная борьба испанцев с Моро длилась более трех с половиной веков, до перехода, в 1898 году, ар. хипелага в руки США. К этому време. ни Моро все еще сохраняли контроль над большинством островов Сулу и значительной частью Минданао.

В начале ХХ века на ниве этой борьбы выделился небезызвестный капитан Джон Першинг, получивший звание бригадного генерала за то, что срав. нял с землей несколько мятежных деревень.крепостей «cotto» со всеми их жителями. Независимость, обретен. ная Филиппинами после японской оккупации в 1946 году, лишь на короткий срок принесла мир. Уже в 1972 году, в результате экономических и религиозно.этнических противоре. чий, на острове Минданао вспыхнула настоящая партизанская война между экстремистскими группировками и правительственными войсками. Она закончилась в 1996 году, унеся более 120 тысяч жизней.

И сегодня обстановку на некоторых островах архипелага Сулу и острове Минданао спокойной не назовешь: исламские боевики, левацкие терро. ристы, национальные и религиозные трения, политические кризисы, эко. номическая нестабильность, захват заложников, пиратство, низкий уровень жизни... Это одна из немногих стран мира, где в конце ХХ века от применения холодного оружия и сельскохозяйственных инструментов в межэтнических стычках ежегодно погибает больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому национальные филиппин. ские боевые искусства, такие как Эск. рима, Кали и Арнис, продолжают и сегодня оставаться здесь подлинным средством выживания.

Хрупкий гражданский мир может быть в любой момент взорван мно. говековыми религиозно.этнически. ми противоречиями и сепаратист. скими исламскими группировками, деятельность которых все более отчетливо приобретает черты фундаментализма и экстремизма. Исламская группировка «Абу Сайяф» (Носитель меча) регулярно совершает террористические акты на Минданао. Хотя ее члены предпочитают автоматическое оружие и взрывча. тые вещества, их символом остается сунданг – тяжелый боевой крис народности Моро.

Как и в других культурных традициях Малайского архипелага, крис у Моро служит не только признаком высокого социального положения, но и своеобразным амулетом или талисманом. В отличие от других регионов, ношение криса в качестве детали национального костюма подвергалось постоянным преследованиям со стороны колониальной администрации и тем самым питало многовековое вооруженное противостояние мусульман и колонизаторов. Эта вражда со стороны большинства коренного населения Филиппин, принявшего католичество, привела к воспитанию целых поколений профессиональных воинов Моро, сделавших своей работой войну.

В последней четверти XIX века ее крайней формой стал своеобразный джихад воинов-смертников (mag-sabil) Моро на контролируемых испанцами островах Сулу, получивший у испанцев название Juramentado. После короткого богослужения смертник чистил свой крис или баронг, перетягивал бинтами конечности для снижения потери крови, употреблял наркотические препараты. анаболики, облачался в белый халат и тюрбан, а затем с клинком наголо бросался в толпу христиан с криком «La ilaha il.la'l.lahu» (Нет Бога, кроме Аллаха), пытаясь унести как можно больше жизней католиков, не разбирая их пола и возраста, до тех пор, пока они не убивали его самого.

Французский исследователь Монтано описал нападение одиннадцати mag-sabil на испанский гарнизон города Тиангги. Juramentado бросились на вооруженных солдат, не обращая внимания на град пуль. Они продолжали орудовать крисами, даже когда их подняли на штыках. Когда трупы убрали с улицы, оказалось, что потери испанцев составили более двух десятков ранеными и 15 человек убитыми: у одного из погибших голова была срезана как бритвой, а другой был просто разрублен пополам. Остановить движение Juramentado удалось только американцам, а точ. нее их новым кольтам 45-го калибра, заменившим в ходе войны на Филиппинах револьвер 38-го калибра, который для этих целей был недостаточно эффективен. Так что принятие на вооружение автоматического пистолета кольт случилось во многом благодаря Моро.

Расцвет производства холодного оружия у Моро произошел в ХIХ – начале ХХ века. Испанское искусство владения клинками славилось по всей Европе, но Моро показали себя достойными противниками, снискав себе славу великих мастеров Юго-Восточной Азии во владении холодным оружием: тяжелыми тесаками баронгами, длинными прямыми клинками – кампиланами и королями клинкового оружия – крисами.

Как оружие, крис был доступен далеко не каждому представителю Моро. Если комплекс вооружения рядового бойца, как правило, был ограничен копьем, щитом и, реже, баронгом или иным коротким клинком, то воин с высоким социальным статусом имел, помимо щита и криса, еще и пластинчатый доспех из толстых кожаных или латунных пластин, прикрепленных к кольчуге или кожаной куртке. Голову защищал шлем, напоминающий формой испанские кирасы. Хотя чаще это были именно кирасы, взятые у неудачливых испанских солдат. Огнестрельное оружие и небольшие пушки были редкими и ценились очень высоко.

Художественная обработка металла на Кавказе зародилась в глубокой древности. На территории многих горных и прикаспийских равнинных поселений археологами обнаружены предметы, свидетельствующие о том, что уже в III тысячелетии до нашей эры народы, населяющие в то время Кавказ, занимались этим ремеслом.

Начало расцвета оружейного производства на территории Кавказа приходится на II тысячелетие до нашей эры. К этому времени оружейные мастера выработали определенные навыки в обработке металла и со временем постигли тайны подлинного совершенства в изготовлении и украшении холодного оружия.

От замысла до воплощения проходило три этапа. Вначале выделывали стальной клинок. По его заготовке монтировщик изготовлял деревянные ножны, накладки из серебра или железа, рукоятку. Материалом для отделки служили дерево, рог, слоновая или моржовая кость. После этого заготовка поступала к мастеру-ювелиру, который отделывал накладки чернью, глубокой гравировкой, насечкой.

Образование государства Кавказской Албании и возникновение обширных торговых отношений способствовало развитию оружейного ремесла. Появляются крупные центры металлообработки на Кавказе: Унцукуль, Кумух, Казанище, Кизляр и древнейший из них Кубачи.

Кубачинцы изготовляли холодное оружие совместно с живущими рядом амузгинцами, которые поставляли им клинки для шашек, кинжалов и ножей.

«Не старайся подделать, старайся выдумать»,– говорили кубачинские мастера. Такое отношение к своему ремеслу привело к зарождению кубачинских узоров, претерпевших всевозможные изменения и окончательно сложившихся к XVIII веку.

Традиционный дагестанский орнамент преимущественно растительный, покрывает поверхность изделия густой сплошной сетью, заполняя его пышной тканью волнистых линий, завитков, головок, розеток.

Дагестанские узоры – заросль – «мархарай» и ветвь – «тутта», покрывающие металл и накладки, требуют точной техники нанесения узора, при выполнении которого подчеркивается мастерство народных умельцев. Не меньшая виртуозность требуется и для нанесения золотого узора.

В конце XVIII– начале XIX века большое распространение получили работы с чернью. Черновой узор контрастно выделяли на светло-серебристом фоне глубокой гравировкой. Однако на таких крупных предметах, как сабли и шашки, мелкий черновой узор на расстоянии мог и не просматриваться, и мастера членили плоскость на ряд внутренних накладок, сохраняя общий декоративный эффект.

В этот же период широко начинает применяться и золочение. Нарядные ножны, несмотря на их большую величину, целиком отделывались этим дорогим металлом в сочетании с различными гравировальными техниками.

Кизлярские мастера оружие украшали более сдержанно, отдавая предпочтение функциональности. Рукоятки изготовляли из рога крупного рогатого скота без украшений, а ножны отделывали кожей. Небольшие серебряные пластины вставляли на концах ножен, где необходимо было создать наибольшую прочность. Пластинки украшали крупным черневым орнаментом, изредка с глубокой гравировкой. Более богатые ножны изготавливали целиком из серебра. При украшении чернь чаще всего выступала фоном, на ко тором проходили светло-серебристые линии гравировки. Глубокую гравировку использовали в виде не больших вспомогательных пятен.

В украшении холодного оружия сохранялась функциональная определенность. Пластинки с черневым и гравированным узором мастера рас полагали в тех местах, где крепятся кольца для крепления. Сплошное украшение ножен почти не встречалось, но большое внимание уделялось полировке фона. С особой тщательностью отделывались ручки и ножны оружия, которые становились отдельными произведениями искусства.

Иногда в металл заключались только концы ножен для контраста на фоне черной кожи. Рукоятка кинжала, сделанная из плотного абрикосового дерева или рога буйвола, также лишь частично отделывалась металлом. В таких случаях мастер детально разрабатывал лицевую поверхность глубокой прочеканенной гравировкой с островками черневых мотивов. Зернь за исключением небольших полосок совсем не применялась. Обратная сторона ножен, как почти во всех видах оправы XIX века, несла на гладко отполированной поверхности «Московский узор» – мотив, нашедший в Дагестане распространение во время укрепления отношений с Россией.

Другой тип ножен, так же как и рукоятка, целиком чеканился из серебра. Обычно это делалось на парадном оружии, чаще всего на кинжалах, на вытянутой плоскости клинка которых хорошо компонуются черневой узор «ветвь», а глубокая гравировка позволяет наилучшим образом выявить его пластичные качества.

Весь XIX век обработка оружия сохраняла композиционную ясность и логику построения орнамента. В этот период изделия кавказских мастеров стали широко известны во всем мире. Русские генералы, восточные правители, коллекционеры спешили приобрести оружие, изготовленное горскими умельцами, и даже «выписывали» мастеров для работы в сто лицах. Например, известный оружейник Сулай работал в Петербурге в 1900–1905 годах, изготовляя шашки для Казачьего конвоя.

Произошедшие в России в 1917 году перемены отразились и на жизни дагестанских мастеров, практически прекратилось изготовление боевых шашек, кинжалов и других изделий, относящихся к холодному оружию.

Идея возродить традиции изготовления ножей и холодного оружия возникла у небольшой группы энтузиастов в 1991 году. И вот, 11 лет спустя, предприятие «Кизляр» известно как изготовитель высококачественных ножей различного назначения, как в России, так и за рубежом. По объему производства сегодня оно уверенно занимает одно из первых мест. За цифрами показателей – больше десятилетия поисков, находок и побед.

–Тогда, двенадцать лет назад, и возникла идея попробовать начать изготавливать красивые ножи, в духе народных традиций местного населения. Буквально несколько человек принялись за дело, и вскоре мы уже стали осваивать выпуск первых охот ничьих ножей, – рассказывает директор ООО ПП «Кизляр» Евгений Владимирович Орлов. – Постепенно вокруг нашего небольшого коллектива стали собираться ценители это го вида оружия, вносили свои предложения по совершенствованию конструкций изделий, технологичности, качества, наращиванию ассортимента. В результате каждодневных поисков и усилий предприятие нашло свой собственный, теперь уже узнаваемый во многих регионах стиль. В основе его – возрождение и продолжение традиций народов Северного Кавказа. В Дагестане издавна считалось священным все, что досталось от предков, особенно – мастерство изготовления украшенного оружия. Сейчас «Кизляр» – самое крупное предприятие по выпуску ножей на Северном Кавказе, ставшее Золотым лауреатом и получившее право маркировать свою продукцию знаком отличия «100 лучших товаров России», награждено рядом престижных дипломов – «За самый острый клинок», «За верность традициям», неоднократно «брали» первые места среди охотничьих ножей, неоднократно добивались успеха и на зарубежных ножевых выставках. Наше предприятие принято в Ассоциацию народных художественных промыслов России. А с 1996 года оно предлагает покупателю современное украшение: авторское оружие, выполненное лучшими российскими мастерами на высочайшем художественном уровне. Взять, к примеру, клинки изделий. Они изготавливаются сегодня из коррозионно-стойких и высоколегированных сталей (65Х13, 95Х18, 110Х18МШ9 и 65Г), булата и дамаска. Все модели ножей, кинжалов и шашек делаются вручную. Как здесь говорят, над одним изделием, если это нужно, работают до тех пор, пока оно не станет уникальным образцом.

По индивидуальным заказам и в штучном исполнении производится художественное оформление сувенирного и холодного оружия с применением серебра, золота, черни, эмали, кости. Подарочные экземпляры ножей выпускаются в резных ореховых шкатулках. По желанию заказчика выполняется художественная надпись на клинке.

Кроме ножей, шашек, кинжалов на предприятии выпускаются и наборы кухонных ножей. Эти добротные, в удобной подставке из натурального дерева изделия быстро заслужили спросу населения.

Но предприятие не собирается останавливаться на достигнутом – впереди применение лазерного раскроя металла, художественная ковка и маркировка клинков. Создан экспериментальный участок, на котором разрабатываются и апробируются новые технологии изготовления ножей.

Очень ценит коллектив предприятия такое событие: в конце 1999 го да поступил необычный заказ – изготовить партию (около тысячи) охотничьих ножей «Скорпион» с дарственной надписью: «От председателя правительства РФ В.В. Путина». Сложность заключалась в том, что этот достаточно объемный заказ надо было выполнить в течение пяти дней, причем при максимальном качестве ножей. Предприятие работало круглосуточно, и к концу назначенного срока ножи были сделаны. Как потом выясни лось, эти ножи предназначались для церемонии награждения участников контртеррористической операции в Чечне. 190летие МВД Рос сии также не обошлось без наград, сделанных ООО ПП «Кизляр» .

Предприятие растет, растет его известность, вводятся в производство новые мощности и высокие технологии, но кизлярские мастера не от ступают от традиций, бережно относятся к каждому изделию, выходящему из их рук, и в результате – неизменно высокое качество, которое всегда отличало дагестанские клинки. Современные мастера не только возрождают традиции, но и вносят в них новое, обогащают установленные виды орнамента прикладного искусства. Поиски нового являются закономерным развитием веками складывающейся художественной культуры оружейных умельцев. Лучшей основой для такого развития служит богатое наследие старинных ремесленников, которое само подсказывает современным мастерам новые замыслы.



Комментарии пользователей

Комментарий
Введите код подтверждения


О ПРОЕКТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СТАТЬИ О НОЖАХ НОВОСТИ КАРТА САЙТА
KnifeLib.ru © 2010 | Энциклопедия ножевого дела

Rambler's Top100 Rambler's Top100